На вопросы отвечает Директор по маркетингу и связям с общественностью фонда, Ирина Ушакова
Ирина Николаевна, в этом году НПФ электроэнергетики стал лауреатом Премии «Финансовая Элита России 2011» в номинации «Надёжность», расскажите, какие ключевые достижения фонда в сфере повышения надёжности были отмечены экспертным советом Премии в этом году?
И.У.: К основным достижениям можно отнести подтверждение максимального рейтинга надёжности А++ по версии агентства «Эксперт РА» с позитивным прогнозом. Это означает, что основа для развития фонда прочна и стабильна: актуарный баланс, резерв для покрытия обязательств фонда соответствуют всем требованиям законодательства и регулятора, но главное, способны обезопасить фонд и его клиентов от многих существующих на рынке рисков. Важным показателем надёжности фонда является эффективная система внутреннего контроля. В нашем фонде работает 4-х уровневая система контроля клиентского документооборота: на первом этапе работу агента проверяет его непосредственный руководитель, далее проходит проверка на уровне филиала, на третьем и заключительном этапах осуществляется проверка на уровне региональных дирекций и Головного офиса в Москве. В том числе и по этой причине наш фонд не затронула ситуация с несанкционированным переводом недобросовестными агентами пенсий граждан из фонда в фонд. Наоборот, мы фиксировали случаи, когда клиенты нашего Фонда пострадали от этой ситуации и обращались к нам с просьбой перевести их НЧТП обратно.
После известных событий 2008 года многие пенсионные фонды понесли серьёзные убытки от деятельности управляющих компаний. Расскажите, как строятся взаимоотношения с УК в НПФ электроэнергетики, и какие выводы были сделаны по следам тех событий?
И.У..: Что касается работы с управляющими компаниями, то у нас она строится на весьма ответственном подходе.
Во-первых, для организации качественного инвестиционного процесса необходим тщательный подбор контрагентов-участников этого процесса. НПФ электроэнергетики с 2002 года проводил открытые конкурсы по выбору управляющих компаний, Специализированного депозитария и расчетного банка.
Во-вторых, НПФ электроэнергетики на постоянной основе проводит мониторинг финансового состояния УК и устанавливает максимально возможный лимит активов, передаваемых управляющей компании.
В-третьих, НПФ электроэнергетики, учитывая рыночные риски и повышенные риски кредитоспособности эмитентов, а также в целях унификации процесса управления рисками накладывает дополнительные ограничения на УК в части возможностей инвестирования по сравнению с законодательством. Данные ограничения закрепляются инвестиционной декларацией.
НПФ электроэнергетики проводит постоянный мониторинг результатов деятельности УК, Фонда в целом и анализ показателей.
Инвестиционный процесс зависит от многих факторов. Сюда можно отнести и уровень квалификации персонала, имеющего отношение к процессу, и законодательные требования к инвестированию, и мониторинг состояния процесса, финансового рынка, экономики в целом, и внутренний риск-менеджмент и подведение итогов предыдущих периодов, - всем этим вопросам в нашем Фонде уделяется очень большое внимание.
Как Вы считаете, не проще ли было бы разрешить пенсионным фондам самим создавать или покупать управляющую компанию, чтобы полностью контролировать процесс инвестирования, а главное нести за деньги клиентов полную ответственность, избавляясь от риска взаимодействия с некомпетентной или даже недобросовестной УК?
И.У.: Пенсионные фонды не могут вести полноценную предпринимательскую деятельность в силу специфики своего статуса некоммерческой организации и «разведение» управления средствами Клиента было законодательно закреплено с целью недопущения каких-либо манипуляций. Хотя именно уход управляющих компаний от ответственности за убытки от инвестирования больнее всего ударил по системе негосударственного пенсионного обеспечения в 2008 году. И поэтому сейчас, в силу недостаточности законодательной защиты, каждый фонд вынужден самостоятельно прописывать правила работы с управляющими, хотя по идее лучшей правовой гарантией было бы наличие чётких правил и норм в законодательстве и инструкциях регулятора.
Возвращаясь к теме несанкционированного перевода пенсий по агентским договорам, как Вы прокомментируете ситуацию, когда агенты-мошенники просто берут и подделывают договора, и ни фонд, для которого они работают, ни регулятор, ни сам клиент до самого последнего момента не знают о происходящем?
И.У.: Дело в том, что законодательство, регулирующее правоотношения в сфере негосударственного обеспечения, на сегодняшний день «сырое» и недоработанное. Причин здесь несколько: во-первых, отсутствие единого взгляда на пенсионную систему даже в рамках государственной системы, не говоря уже о единстве взглядов бизнеса, государства и общества. Пенсионная реформа проводится непоследовательно, я бы даже сказала конъюнктурно, и жертвой этого становятся непосредственно негосударственные пенсионные фонды и их клиенты. При наличии единого подхода к построению пенсионной системы, принятого и государством, и бизнесом, и обществом, при детализации прав и обязанностей участников, чётком разграничении сфер ответственности многих проблем, которые мы имеем сегодня, можно будет гарантированно избежать. Но когда такого стабильного и понятного алгоритма работы пенсионной системы нет, возникает атмосфера всеобщего недоверия, которая сильно вредит развитию системы негосударственного пенсионного обеспечения и является одним из главных системных рисков, захеджировать который при всём желании невозможно. Доверие – краеугольный камень построения любой системы социального взаимодействия, и сейчас в России ощущается его острый дефицит.
Не секрет, что сейчас на пенсию выходит поколение «беби-бумеров», а в трудоспособный возраст входят немногочисленные представители поколения конца 80-х и начала 90-х, насколько серьёзен этот вызов для пенсионной системы страны и насколько сильно он ударит по НПФ?
И.У.: Этот вызов действительно крайне серьёзен и не только для НПФ, но и для всей государственной системы пенсионного обеспечения. С учётом возможного серьёзного ухудшения ситуации в мировой и соответственно российской экономике демографическая ситуация может привести к фатальным последствиям для всей системы пенсионного обеспечения. Но, опять же, мы не видим единой и чёткой позиции государства по этому вопросу. Удивительно насколько масштабную поддержку от государства получают полностью коммерческие финансовые институты – банки, в то время как негосударственные пенсионные фонды, несущие на себе куда большую социальную нагрузку и ответственность фактически не замечаются государством и предоставлены сами себе. И позиция государства по вопросу гос. гарантий достаточно лукава, дескать НПФ являются некоммерческими организациями, хотя фактически мы ведём коммерческую деятельность, причём гораздо более социально значимую, чем другие финансовые институты.
Во всём мире пенсионные деньги это «длинные» деньги, активно используемые для долгосрочных инвестиций и кредитования. Но в России сегодня основным источником «длинных денег» для инфраструктурных и масштабных промышленных проектов являются деньги западных банков. Когда удастся переломить эту ситуацию и активнее использовать деньги НПФ?
И.У.: Опять же, первое и последнее слово в этом вопросе должно быть за государством. Нужно чётко прописать и утвердить для всех единые правила игры. При наличии стабильности и государственных гарантий пенсионные деньги можно пускать на развитие инфраструктурных проектов, вкладывать их в собственную экономику, если же этого не будет, то рассматривать НПФ как инструмент получения «длинных денег» не стоит. Как я уже говорила, пока не будет единой, чёткой концепции развития пенсионной системы, чётких, адекватных и понятных правил игры, не будет системы господдержки говорить о качественном скачке в развитии в России того или иного финансового института не приходится, и речь не только про негосударственные пенсионные фонды.